0+

XV. Замкнутый ребенок

Замкнутость – нарушение/особенность, которая проявляется в сужении круга общения, в уходе от эмоционального контакта с людьми, в возрастании трудности установления новых социальных отношений.

Причины замкнутости.

Причин этому может быть много – длительный стресс, травля, расстройства психики, проблемы со здоровьем (частые болезни способны сделать ребенка скрытным, он предпочитает не рассказывать окружающим о переживаниях и внутренних страхах).

Однако нередко проблема уходит корнями в саму семью – возможно, это недостаток любви, внимания и общения с родителями, семейные проблемы, чрезмерно завышенные требования к ребенку со стороны взрослых (давление на него). Недостаток эмоционального общения (например, из-за длительных пребываний в больнице или в ситуации, когда ребенок является в семье нежданным, нежелательным, когда родители не проявляют любви к нему).

Замкнутый ребенок «не допускает» к себе других людей, чем часто вызывает негативное отношение к нему сверстников и родителей. Это ещё более усугубляет положение ребенка: потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, он приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность.

Замкнутость, стеснительность, аутизм – разбираемся в понятиях.

Замкнутость – это способ защиты от социальных воздействий, ее нельзя считать болезненным проявлением и тем более отклонением. «Уход в себя» не происходит внезапно. Это результат долгого и незамеченного внутреннего конфликта. Замкнутость практически не передается наследственным путем, так как это свойство в большинстве случаев формируется под воздействием внешних раздражителей. Она является приобретенной чертой характера.

Нередко путают замкнутость и стеснительность: замкнутому человеку не хочется общаться с людьми в принципе. Застенчивому – хочется, но он стесняется.

Замкнутость качественно отличается как от стеснительности, так и от аутизма, но в поведенческом плане они бывают похожи. Аутизм выражается в уходе от контактов с окружающей действительностью и является патологическим явлением, требующим наблюдения у психиатра. В отличие от аутизма, замкнутость не является патологическим явлением и может быть устранена психологом.

Как понять, что ребенок замыкается?

Ищите в его поведении следующие сигналы:
1) ребенок реже приходит к родителям «просто поговорить»;
2) пропадает интерес к увлечениям, ребенок может перестать заниматься в кружке или секции;
3) общение с друзьями сводится к минимуму;
4) отсутствие интереса к событиям в семье;
5) может повыситься агрессивность, или же ребенок перестает показывать эмоции родителям;
6) ухудшается успеваемость в школе, начинаются сложности с поведением.

Кажется, мой ребенок замкнулся. Как ему помочь?

Чтобы помочь ребенку, нужно работать с ним по четырем основным направлениям:

1) Устранение причин, приведших к этому нарушению;
2) Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками;
3) Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим людям, но и показать им, что ребенок не так плох и злобен, как они думают);
4) Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта;

Суть коррекционной работы – действия по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с людьми. Для этого используется имеющаяся эмоциональная связь ребенка с одним из родителей.

Как может помочь родитель.

1) Будьте внимательны к ребенку. Интересуйтесь его состоянием, побуждайте говорить о своих переживаниях, неуверенности, тревоге. Так ребенок сможет ощутить вашу поддержку и включенность в его жизнь.

2) Обсуждайте возникающие страхи. Не пытайтесь их обесценить, переубедить ребенка, что пугающий объект или ситуация вовсе не страшны. Покажите, что вы слышите и принимаете его. Попробуйте вместе найти пути преодоления и решения страшных ситуаций. И главное — быть с ребенком рядом в это время.

3) Грамотно выстраивайте похвалу и критику. Не стоит развивать вседозволенность и незаслуженную похвалу: оценки должны оставаться объективными. Критикуйте максимально осторожно — избегайте резких выражений, подрывающих веру ребенка в себя. Дайте ребенку понимание, что неудачи и ошибки не делают его целиком плохим.

4) Самое главное — не забывайте проявлять любовь, тепло, поддержку. Обнимайте ребенка, говорите, что любите его, что вы рядом с ним, искренне проговаривайте свои теплые чувства к нему.

Очень важно вовлечь ребенка во всевозможные совместные занятия, желательно подальше от компьютера. Это могут быть прогулки, туристические походы, поездки на велосипеде, семейные посещения кино и театров. Совместные занятия спортом в подобной ситуации также полезны.

В любом случае, происходящее нельзя оставлять без внимания. Чем раньше родители начнут предпринимать попытки к исправлению ситуации, тем быстрее будет разрешена проблема.

Самое главное – это вернуть подростку уверенность в себе, помочь ему снова поверить в то, что он на многое способен, и в дальнейшем поддерживать в нем эту уверенность.

—————————————

Материалы подготовила Гульсум Расыховна Биккузина (психолог, специалист по арт-терапии Общественной организации «Родные люди», опыт работы – более 22 лет) в рамках цикла статей для проекта «Добрая семья» при поддержки Фонда президентских грантов