0+

XIII. Подростковый кризис

Кризис подросткового возраста – один из самых сложных периодов как для ребенка, так и для его родителей. Это этап взросления, когда ребенок начинает постепенно отдаляться от родителей. В этом возрасте он пытается ответить на вопросы: «Кто я?», «Что мне нравится?», «Чего я хочу?».

Проходя через подростковый кризис, человек ищет своё место в мире, свою роль и предназначение.

Приходится на возраст ~13 лет, однако может варьироваться в зависимости от длительности подросткового периода.

Основное противоречие подросткового возраста заключается в том, что половое развитие, социо-культурное развитие и окончание органического роста не совпадают. Весь подростковый возраст считается критическим, так как на данной стадии развития у ребёнка возникают потребности, которые он не может удовлетворить в силу своей недостаточной социальной зрелости.

Основными характеристиками подросткового кризиса могут быть не только внешние запреты, но и внутренние запреты самого подростка.

Как правило, в этом возрасте сильно меняются его отношения со взрослыми. Родители и учителя перестают быть безусловным авторитетом: поэтому подросток может быть грубее, не прислушиваться к советам, закрываться и отдаляться от семьи.

Симптомами подросткового кризиса являются:

  • снижение учебной мотивации;
  • стремление быть взрослым, настаивание на новых правах;
  • конфликт с родителями и учителями;
  • протестное поведение.

Виды взрослости:

Чувство взрослости. Подражание внешним признакам взрослости. Подросток сравнивает себя со взрослыми и понимает, что ничем от них не отличается. Он начинает требовать, чтобы его не считали маленьким, претендует на наличие тех же прав. Ребенок стремится походить на взрослых, зачастую используя лишь внешние признаки «взрослости» — употребление спиртных напитков, курение, специфический лексикон, мода в одежде и т.д.

Интеллектуальная взрослость. Выражается в стремлении что-то знать и уметь. Данное стремление мотивирует подростка на саморазвитие, познавательную деятельность за пределами школьной программы.

Социальная зрелость. Характеризуется участием в делах взрослых, всевозможной помощью им. Зачастую наблюдается в семьях, где подросток вынужден занять позицию взрослого. Забота о близких и помощь им становится основной жизненной ценностью подростка.

Несколько стадий подросткового кризиса:

12-13 лет. Гормональные изменения. Из-за этого не только меняется физическое состояние, но и происходят частые перемены в настроении. В этом возрасте подросток начинает размышлять о разных аспектах жизни и испытывать ощущение, что его никто не понимает. Ему кажется, что поведение окружающих напрямую связано с его поступками. Подросток может стесняться своих проблем с кожей или переживать из-за своего роста.

14 лет. Бунтарство и проблемы с самооценкой: когда подросток взрослеет, ему начинает казаться, что он уже многое знает. Он начинает вступать в споры с родителями, меняется отношение к родителям: наедине подросток может много и охотно общаться, но при этом игнорировать старших, когда рядом находятся друзья. Это связано с тем, что подростку важно в компании сверстников чувствовать, что его принимают как своего. Также в этот период у ребенка колеблется самооценка: в один день он может чувствовать себя отлично, а на другой – переживать по поводу своей внешности или способностей. При этом перепады настроения становятся реже, чем в 12-13 лет.

15 лет. Друзья становятся приоритетом. На этом этапе подростки склонны спорить. Что бы родители ни говорили, ребенок может выразить противоположное мнение. Это способ заявить о своей независимости. Выходные с друзьями, а не в кругу семьи – нормальное поведение для подростка, какими бы близкими ни были отношения в семье.

16 лет. Рискованное поведение и первые отношения. На этом этапе подросток может вести себя рискованно (вызывающе вести себя в общественных местах, пытаться что-то украсть и т.д.). Это происходит из-за того, что ребенок еще не умеет полноценно оценивать последствия его поведения. У многих подростков в этом возрасте появляются первые любовные отношения. Они могут быть длительными или короткими, но все равно очень значимыми.

Также в этом возрасте подростки сталкиваются с высокими нагрузками в школе, что приводит к стрессу. Из-за этого ребенок может замыкаться в себе или проявлять агрессию. Бывают случаи, когда подростки начинают вести себя «опасно»: начинают употреблять психоактивные вещества, заниматься самоповреждением, воровать. Все это может быть сигналом того, что ребенок подвержен стрессу и не знает, как с ним справиться.

17-18 лет. Приближается конец подросткового этапа, но стресс не заканчивается: впереди экзамены и поступления в университет. Планы на будущее и ощущение ответственности за предстоящий выбор могут влиять на подростков по-разному: некоторые чувствуют себя спокойно и уверенно, а кто-то потерян, боится или сильно переживает.

Общение с подростком

Распространенная ошибка, которую допускают родители подростков, – продолжать общаться со своим ребенком, как с маленьким: диктовать правила и устанавливать ограничения, не объясняя их.

Ошибкой является, когда подростку говорят, что нужно быть взрослым, но не дают свободы, которая нужна, чтобы научиться самостоятельности. В этих условиях подросток не понимает, чего от него ждут — послушности или самостоятельности, детского или взрослого поведения. Он не может доверять взрослым, потому что они сами себе противоречат.

Что можно сделать, чтобы выстроить доверительные отношения?

Родителям важно перестраивать отношения с ребенком по мере его взросления:

  • признавать, что ребенок взрослеет и уже многое может решать сам;
  • учитывать мнение подростка во время принятия решений, которые касаются его напрямую;
    не ставить строгие рамки, а договариваться о правилах (не «Сначала уроки, потом прогулка», а «Ты можешь самостоятельно планировать время, но важно, чтобы к вечеру уроки были сделаны»).
  • никогда не использовать против подростка информацию, которой он поделился с вами
    не стыдить, если он жалуется, и не обесценивать его чувства. То, что кажется вам ерундой, может сильно волновать подростка. Если ему непросто — постарайтесь утешить, сказав, что вы понимаете его чувства, не преуменьшая причину его переживания
  • не осуждать и не обвинять. Это может только оттолкнуть подростка и помешать решению проблемы
  • предложить свою помощь или рассказать, какие еще могут быть способы справиться с переживаниями. Если ребенок не готов обсуждать случившееся, давить не надо. Можно вернуться к разговору позже. Или рассказать про службы психологической поддержки для подростков. Если с подростком выстроены доверительные отношения, то сначала нужно понять, что его тревожит. Разобраться в ситуации, после этого поддержать подростка. Спросить, нужна ли ему помощь и объяснить, что в сложной ситуации он может обратиться к родителям.

Подросток доверяет родителям, если чувствует себя безопасно рядом с ними – если взрослый делает то, что говорит, не обманывает доверие и не наказывает за ошибки или неудачи.

Важно общаться бережно, не критиковать за внешний вид или увлечения подростка. Этот выбор ему необходим, чтобы найти то, что ему нравится и подходит.

Быть родителями подростка бывает очень трудно. Даже если вы будете следовать всем советам, вы все равно можете ссориться и сталкиваться с непониманием. Что бы ни происходило, помните о том, что, если вы стараетесь услышать и понять подростка и заботитесь о нем — вы хороший родитель. Многие сложности, такие как споры обо всем на свете, необходимо пройти, чтобы помочь ребенку повзрослеть.

—————————————

Материалы подготовила Гульсум Расыховна Биккузина (психолог, специалист по арт-терапии Общественной организации «Родные люди», опыт работы – более 22 лет) в рамках цикла статей для проекта «Добрая семья» при поддержки Фонда президентских грантов