0+

VIII. Панические атаки в подростковом возрасте

По разным данным от тревожных расстройств страдают от 4 до 25% населения планеты.

Сам термин «паническая атака» как отдельное заболевание существует с 1980 года. До недавнего времени их диагностировали у людей 20-40 лет. Но в сейчас психическими расстройствами страдает каждый седьмой подросток в возрасте 10–19 лет в мире (а это 14%!).

Что такое паническая атака и почему подростки могут быть подвержены им?

Паническая атака (или панический приступ) – это внезапный приступ тяжелой тревоги, сопровождаемый мучительными ощущениями (удушье, боль в груди, сердцебиение и т.д.).

Нередко панические атаки манифестируют в подростковом возрасте. Ведь организм активно растет, меняется все — психика, тело, внешность, восприятие себя, окружающего мира. Дисбаланс гормональной системы, пубертатный период, первая интимная связь, менструация – все эти факторы повышают риск проявления заболевания. Но дело не только гормонах.

Подросток не умеет правильно восстанавливать свои ресурсы, еще не знает, как снять стресс, у него накапливается хроническая усталость, нервная система оказывается перегруженной. К тому же, некоторые родители не понимают своих детей, принимая их усталость за лень, оказывают эмоциональное давление, навязывают свое мнение, не хотят вникать в ситуацию.

Таким образом, причиной панического расстройства у подростков является комплекс как биологических, так и психологических и социальных факторов.

Также панические атаки могут быть последствием родовых травм и могут возникать у детей с предрасположенностью к паническим расстройствам: у тревожно-мнительных детей, детей с повышенной внушаемостью.

Что может приводить к в паническим атакам?

Провоцировать приступы сильного страха могут различные стрессовые ситуации, конфликты в семье или со сверстниками, недостаток внимания со стороны родителей, авторитарное воспитание, а также злоупотребление спиртными напитками, прием запрещенных препаратов, передозировка энергетических напитков и кофеина.

Однако следует обратить внимание на то, что в целом панические приступы не ограничены определённой ситуацией или обстоятельствами и, следовательно, непредсказуемы.

Тем не менее, запустить атаку могут запахи, звуки, объекты фобии (например, насекомые, змеи, толпа в метро) — все, что отсылает к предыдущим паническим атакам или стрессовым ситуациям в целом.

Говоря простым языком, совокупность эпизодов панических атак – это и есть паническое расстройство.

Как развивается паническая атака?

Она имеет три стадии

  • Начальная. Появляются первые признаки приближающегося приступа. Чаще всего на данной стадии ребенок жалуется на дискомфортные ощущения, головокружение, нехватку воздуха, неуверенность.
  • Развернутая. Возникает ощущение тревожности и страха, которое постепенно набирает силу. На этом этапе появляется симптоматика, затрагивающая сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Когда чувство тревоги перерастает в панику, ребенок перестает контролировать ситуацию и управлять своими эмоциями.
  • Финальная. Последняя стадия панической атаки у подростков сопровождается упадком сил, сонливостью, апатией. После завершения приступа ребенку нередко требуется 24 часа и более для восстановления и избавления от последствий.

Паническое расстройство проявляет себя по-разному.

Виды панического расстройства у подростков могут сильно различаться по клинической картине:

  • Вегетативная. Сопровождается повышенной потливостью, бледностью кожных покровов, тахикардией.
  • Гипервентиляционная. Наблюдаются ярко выраженные проблемы с дыханием (мышечные боли, онемение, остановка дыхания и т.д.).
  • Фобическая. Данный тип патологии сопровождается субъективными страхами, которые появляются в ситуациях, опасных только по мнению ребенка, страдающего от панических атак.
  • Конверсионная. Данный тип панического расстройства у подростков характеризуется неприятными физическими ощущениями (беспричинное покалывание, зуд, стягивание кожи и т.д.). При этом паника отсутствует или выражена слабо.
  • Сенестопатическая. Характеризуется неприятными и пугающими соматическими проявлениями неизвестного происхождения (ребенок не может описать свое состояние и рассказать, что именно его тревожит).
  • Аффективная. Сопровождается сильными депрессивными проявлениями, негативной раздражительностью, дисфорией.

Типы панической атаки: большие (присутствует не менее четырех симптомов, атаки случаются один раз в неделю или месяц) и малые приступы (меньше четырех симптомов, возникают несколько раз в течение дня).

Основные симптомы панического расстройства у подростков:

  • озноб;
  • повышенная потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфортные ощущения в груди;
  • неконтролируемый страх;
  • шум в ушах;
  • предобморочное состояние;
  • тошнота;
  • затрудненное дыхание и ощущение нехватки кислорода;
  • двигательная тревожность (подросток не может найти себе места);
  • болевой синдром (особенно боли в животе и головные боли).

Игнорировать эти признаки нельзя. Паника провоцирует нервный срыв, болезни сердца, сосудов. Особо тяжелые случаи приводят к суициду. По официальным данным Росстата, за последний год (2022) из 2000 самоубийств более трети приходится на возраст 12-16 лет.

В момент приступа дети не могут объяснить, чего они боятся. Им кажется, что в момент панической атаки может случиться сердечный приступ, они могут задохнуться и умереть. Дети могут сами просить родителей вызвать скорую помощь. Как правило, приступ длится от 10 до 30 минут, возникает раз в неделю, месяц или несколько раз в сутки. Панические приступы могут возникать и в ночное время, когда ребенок спит.

Лечение панических расстройств у детей.

Грамотное лечение можно подобрать, только установив причину. Диагностику нарушений проводит врач-невролог, психиатр, психолог на основе опроса ребенка и родителей. Он выявляет появление и частоту приступов, наличие факторов, вызывающих панику, генетическую предрасположенность к нервным расстройствам как одну из причин атак.

Поскольку симптомы схожи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и ЖКТ, нужно пройти обследование у профильных специалистов, чтобы исключить ошибки диагностирования. Прежде всего необходимо обследование для того, чтобы исключить возможные органические поражения, следствием которых могут являться панические атаки.

В остром периоде могут назначить медикаментозную терапию, чтобы купировать приступ. Однако основное лечение – психотерапия.

С помощью психотерапии пациенты учатся переоценивать свое состояние, осознавать, что панический приступ – это не соматическая патология, а психологическое нарушение.

Программа лечения панических расстройств у подростка также включает работу с родителями. Они обучаются распознавать панические приступы правильно на них реагировать и правильно общаться с ребенком. От поведения родителей и членов семьи во многом зависит успешность терапии и минимизация риска повторения приступов.

Как оказать подростку первую помощь во время приступа

Рекомендуется:

  • Успокоить ребенка. Спокойно объяснить ему, что происходит. Обнять и сказать, что вы рядом.
    Создать комфортную обстановку вокруг. По возможности избавиться от провоцирующего фактора, обеспечить доступ к свежему воздуху, снять неудобные вещи и т.д. Умыть ребенка прохладной или теплой водой.
  • Постараться вместе с ребенком выполнить дыхательные упражнения, которые помогут успокоиться (дыхание «квадратами»: 4 счета — вдох, 4 счета — задержка дыхания, 4 счета — выдох, 4 — задержка дыхания; или попробовать длинный выдох: вдох на 4 счета, а выдох на 6-8-10 счетов)
  • Важно, чтобы подросток не сосредоточивался на физических ощущениях, которые он испытывает. Для этого нужно отвлечь его разговором, рассказать забавный случай, попросить посмотреть в окно, посчитать количество пальцев, ступенек и т.д.
  • При сильной панике нужно дать ребенку седативный препарат, прописанный врачом.
  • Нельзя в момент приступа ругать подростка или кричать на него. При беседе тон должен оставаться ровным и спокойным.
  • Для профилактики панического расстройства у подростков необходимо создать комфортные условия для ребенка и свести к минимуму присутствие раздражающих факторов. Крайне важна эмоциональная заинтересованность родителей жизнью подростка, их моральная поддержка.

Также, чтобы избежать повторного приступа нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • вести правильный образ жизни (своевременный и достаточный сон, сбалансированное питания, физическая активность);
  • развивать стрессоустойчивость;
  • избавляться от депрессий и нервозов;
  • корректировать режим сна и отдыха;
  • придерживаться рекомендаций врача по приему медикаментов;
  • обучиться методикам релаксации;
  • общаться со сверстниками и заводить новые знакомства;
  • искать интересные увлечения или хобби.

Кроме того, предупреждение повторных приступов основывается на регулярном посещении психотерапевта и, при назначении медикаментов, приеме их, без акцентирования внимания на патологии. Если у ребенка проблемы в учебном заведении, то необходимо обсудить ситуацию со школьным психологом и классным руководителем.

—————————————

Материалы подготовила Гульсум Расыховна Биккузина (психолог, специалист по арт-терапии Общественной организации «Родные люди», опыт работы – более 22 лет) в рамках цикла статей для проекта «Добрая семья» при поддержки Фонда президентских грантов