IX. Психологические особенности воспитания и развития ребенка.
Нормальное развитие ребенка осуществляется только через удовлетворение одной из фундаментальных человеческой потребности – потребности в любви.
Поэтому сегодня мы поговорим о таких важных понятиях как безусловное принятие и безусловная любовь.
Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, послушный или способный. Безусловное принятие – это когда любят и принимают ребёнка таким, какой он есть, полностью и безоговорочно, просто потому что он есть.
Научившись, принимать ребенка таким, какой он есть, родители помогут ему правильно развиваться психологически. Дети, не познавшие безусловной любви от своих родителей, склонны к отклонениям в поведении, проблем с самооценкой, эмоциональным проблемам и т.д., вплоть до нервно-психических заболеваний. Между тем, через сообщение ребенку о том, что он вам нужен, дорог, происходит удовлетворение потребности в любви.
К сожалению, не все родители способны дать это детям. Причин тому может быть много: от личностных расстройств до поглощенности своей работой или другими делами. Довольно часто это те люди, которые сами точно так же страдали в детстве.
Есть разные типы холодных родителей: отвергающие, эмоционально отстраненные, эгоцентричные, зацикленные на карьере.
Ребенок, родители которого были вечно заняты, будь то работой, или учебой, собственным развитием, или были больны какой-либо болезнью (например, депрессия или алкоголизм), испытывает голод по материнской любви. Мама может фактически присутствовать рядом с ним, однако в мыслях быть далеко. Подростки и дети, воспитывавшиеся эмоционально холодными родителями, с большой вероятностью будут опасаться привязаться к кому-то, получать и демонстрировать любовь.
Что бы ни делал ребёнок, он ждёт нашего признания его успехов. От наших знаков одобрения и любви у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я – хороший», а от знаков осуждений, недовольства и критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
От нашего отношения к ребёнку зависит уровень его самооценки, оптимистом или пессимистом он вырастет, сможет ли противостоять жизненным трудностям. Удивительно, но даже способные дети, но с низкой самооценкой, будут хуже учиться, плохо ладить со сверстниками и учителями, будут менее успешны во взрослой жизни.
«Проблемные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Чем больше ругают ребенка, тем хуже он становится. Потому что воспитание ребенка – это не дрессура. Своими отрицательными поступками ребёнок подсказывает нам, на что нужно обратить внимание в самих себе, в своих действиях, мыслях, образе жизни. Он помогает нам понять самих себя.
Если нам что-то не нравиться в наших детях, давайте не будем спешить их ругать, читать им нотации и наказывать. Попробуем эти качества поискать в себе, ведь это же мы были для детей примером для подражания. Давайте разберёмся в себе, попробуем измениться сами.
Если мы приучили себя к чистоте и порядку – наш ребенок будет аккуратным и пунктуальным. Если мы подвержены вредным привычкам – то бесполезно объяснять ребёнку, что это плохо. Он всё равно будет копировать нас.
А если мы считаем, что воздействовать на своего сына или дочь можно только силой, то вряд ли потом стоит удивляться: почему ребёнок такой злой и почему совершенно не уважает нас.
Гиперопека со стороны родителей выражается в стремлении жестко контролировать своего ребенка во всем и в излишнем оберегании его от трудностей, что не дает ему самостоятельно изучать мир. В результате он взрослеет, но становится неприспособленным к жизни. Ему будет очень трудно взять ответственность за свою жизнь, научиться делать выбор и самостоятельно принимать решения.
Завышенные требования к ребенку со стороны родителей — тоже неверная крайность, особенно если сами взрослые эти требования не выполняют. Например, родители с неграмотной речью требуют от ребенка грамотности или взрослые без музыкального таланта заставляют ребенка играть на фортепьяно.
Психологи считают, что вырастить воспитанного ребенка можно, соблюдая следующие правила:
- Самое главное в воспитании – это собственное поведение родителей.
- Самопознание и самовоспитание — это первый долг родителей.
- Уважайте своего ребёнка, разговаривайте с ним, как со взрослым человеком, но только на понятном для него языке. Прислушивайтесь к мнению ребёнка.
- Старайтесь постоянно поддерживать его самооценку. Не бойтесь открыто выражать свои чувства, свою любовь, чаще говорите добрые слова, которые расскажут ему о вашем безусловном принятии. Чаще обнимайте и ласкайте ребенка: четыре объятия в день необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий!
- Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружен ваш ребенок. Но вы должны предоставить ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Вы должны выработать у ребенка умение разбираться с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами, бороться с ними, узнавать их своевременно. Но вместе с тем не стоит позволять детям делать всё, что угодно. Позволяя им быть независимыми, направляйте их, одобряйте хорошие поступки и корректируйте нежелательные.
- Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Но если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
- Не платите и не наказывайте за результаты труда! Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку удовлетворение и радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.
- В наказании нужна умеренность. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя. Тогда дети почувствуют эту любовь, они почувствуют, что заслуживают этого наказания.
- Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, страшно, нужно дать ему понять, что вы знаете о его переживании, «слышите» его.
Относитесь к ребёнку так, как хотите, чтобы он относился к Вам в старости. Наша старость, – это отражение всей жизни человека! Если старики-родители счастливы, довольны своей жизнью и жизнью своих детей и внуков, если те о них с радостью заботятся – значит, старшее поколение сполна одарило своим детей любовью и заботой. Теперь дети возвращают им это. Поэтому воспитание ребёнка – это не только большая ответственность перед ним, но и перед самим собой, мы всегда получаем то, что отдаём.
—————————————
Материалы подготовила Гульсум Расыховна Биккузина (психолог, специалист по арт-терапии Общественной организации «Родные люди», опыт работы – более 22 лет) в рамках цикла статей для проекта «Добрая семья» при поддержки Фонда президентских грантов