II. Травля в школе или «буллинг»: как противостоять?
Травля в школе – очень сложная и в то же время актуальная тема. Многие знают это явление под названием «буллинг».
Буллинг – это агрессивное поведение одних детей по отношению к другим, когда физически или психически сильный ребенок (или группа детей) получает удовольствие, причиняя боль, добиваясь покорности и уступок от жертвы.
Каких детей обижают в школе?
Существуют причины и поводы для травли – это разные вещи, но люди часто путают одно с другим. Принято считать, что обижают в основном тех, кто имеет какие-то особенности в поведении или внешности – это зачастую действительно так, но это является лишь поводом.
Куда важнее обратить внимание на причины.
Главная причина травли – это слабость ребенка, причем не столько физическая, сколько моральная. Буллингу подвергаются в первую очередь одинокие, молчаливые, замкнутые дети. Это ребята, которые ни сами не могут за себя постоять, ни обратиться к тем, кто мог бы их защитить.
Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле им приходится несладко. Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.
Как бы парадоксально это ни звучало, исследования показывают, что буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен: и обидчику, и пострадавшему и свидетелям насилия.
Выделяют 3 категории основных участников буллинга: жертвы, обидчики и наблюдатели. Разберемся с каждой категорией отдельно.
Буллинг: жертва
Чаще всего это следующие дети:
- школьники с недостаточно развитыми социальными навыками
- дети с физическими недостатками или редкими чертами внешности (полнота, худоба, кривые зубы, рыжие волосы, родимые пятна и др.)
- дети с плохой успеваемостью, или наоборот, «слишком» умные
Пострадавшие дети не только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму, которая влияет на самооценку ребенка и может оказывать длительное воздействие на социальную адаптацию. Если у ребенка изначально была предрасположенность к ментальным проблемам, буллинг, скорее всего, увеличит вероятность их развития.
Буллинг: агрессор (буллер)
- дети, страдающие от насилия в семье и компенсирующие свои страдания насилием над более слабыми
- дети, стремящиеся к лидерству, но не способные самоутвердиться социально приемлемыми способами за счет учебы, спорта, общественной деятельности
Становясь автором насилия, буллер получает опыт безнаказанности, иллюзию собственной силы и абсолютной правоты. Этот опыт приводит к огрублению чувств, отрезанию возможностей для тонких и близких отношений, в конечном итоге — к деструктивным, асоциальным чертам личности.
Несмотря на то, что агрессора в коллективе могут воспринимать как авторитетного и сильного человека, сам агрессор в себе не уверен. Таким образом, за агрессивным поведением зачастую стоит желание скрыть, свою субъективную внутреннюю неполноценность.
Буллинг: наблюдатель
Наблюдатели – это большая часть коллектива. Это не только дети, но и взрослые, боящиеся вмешиваться или по какой-то причине делающие вид, что ничего не происходит.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы, а потому могут даже присоединиться к буллерам. Либо они испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Дети, непосредственно не участвующие в травле, получают опыт бессилия перед властью толпы.
Постоянно наблюдая насилие, они перестают жалеть жертву. Насилие для них постепенно становится привычной частью жизни, при этом отношения в коллективе ухудшаются, атмосфера становится жестокой и всё больше вызывающей отчуждение.
Общие последствия буллинга:
- Аффективные нарушения: частые перемены настроения, высокий уровень тревоги, страхи, злость, раздражительность.
- Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита, головные боли, боли в животе, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, и т.д.
- Когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, нарушения концентрации, памяти.
- Нарушение школьной адаптации: снижение успеваемости, пропуски школы, уроков.
- Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение, суицидные мысли и попытки суицида.
Что делать взрослому в случаях обнаружения буллинга:
1) Во-первых, родителям недопустимо решать вопрос под шквалом эмоций, важно сначала успокоиться. Ругать ребенка, пугать – недопустимо!
2) Спокойно поговорить с ребенком. Если ваши взаимоотношения с ним выстроены правильно, то он расскажет, в чем дело.
3) Вызвать полицию и скорую, зафиксировать побои, если они есть.
4) После этого разговаривать с учителем и родителями агрессора. Обратиться к школьному психологу. Иногда учителя могут говорить, что конфликты детей не их дело, но это не так.
5) Если учитель не идет на контакт, тогда надо идти к директору с официальным заявлением. Если реакции нет, то с жалобой с перечислением конкретных нарушенных пунктов устава школы и информацией о бездействии директора следует идти в Департамент образования или в прокуратуру.
Цель всего этого – найти взрослого, который возьмет ответственность за происходящее в классе и возьмет ситуацию под свой контроль. Ждать, что дети разрешат конфликт самостоятельно – абсолютно бессмысленно.
Во-первых, агрессоры перестанут унижать вашего ребенка тогда, когда поймут, что понесут за свои действия наказание.
Во-вторых, очень важно, чтобы их поведение осудил весь коллектив. А потому работать надо не отдельно с жертвой или агрессором, а с группой детей в целом. Часто дети не осознают происходящее, говоря, что это игра, или что-то вроде «мы не любим его, потому что он странный, нытик и т.п.». Поэтому авторитетный взрослый должен чётко назвать происходящее травлей, насилием. И обозначить свою позицию — буллинг недопустим. Обвинять или ругать агрессора нет смысла — он начнёт защищаться и ещё больше озлобится.
Буллинг — болезнь группы, и бороться с ней ребята должны вместе. Поэтому взрослый должен обратиться к моральному чувству всего коллектива. Вместе с ребятами придумать новые правила поведения в группе и следить за позитивными изменениями. При правильных действиях взрослого травля постепенно сойдёт на нет.
Как помочь ребенку – жертве, свидетелю буллинга
- В первую очередь, объяснять ребёнку, что с ним происходит, что такое буллинг. Дать ребёнку понять, что с ним всё нормально, что он не хуже других, что травят не за что-то конкретное. Оказать поддержку.
- Объяснить, что травля — это ненормально. Если ребёнок стал свидетелем или жертвой буллинга, он должен сразу обращаться за помощью к взрослым.
- Общайтесь с ребенком. Старайтесь быть в курсе его школьных дел. Интересуйтесь, с кем он дружит, что вообще происходит в его классе.
- Обеспечьте возможность ребенку заниматься тем, что ему нравится. Это и укрепит его самооценку, а также общие интересы помогают заводить друзей, делают частью коллектива и защищают от травли.
- Учите ребёнка относиться к другим с добротой и уважением. Особенно это касается свидетелей буллинга – важно не допустить присоединение наблюдателя к агрессорам.
Профилактика буллинга:
Если говорить о том, что делать, чтобы не допустить того, чтобы ваш ребенок подвергся травле или сам стал агрессором, то главный ответ – соответствующее воспитание. Ребенка с самого детства нужно воспитывать так, чтобы он мог постоять за себя – и физически, и морально, психологически. Но мы помним, что даже при наличии повода для травли, не все дети подвергаются ей, а только те, кто морально, психологически более слаб и замкнут. Поэтому лучшее, что можно сделать для профилактики буллинга – взрастить в ребенке уверенность в себе и положительную, устойчивую оценку себя. Следует повышать его самооценку, давать такие установки, чтобы он всегда чувствовал поддержку и защиту родителей. Ведь любую болезнь легче предупредить, чем лечить.
——————————————-
Материалы подготовила Гульсум Расыховна Биккузина (психолог, специалист по арт-терапии Общественной организации «Родные люди», опыт работы – более 22 лет) в рамках цикла статей для проекта «Добрая семья» при поддержки Фонда президентских грантов