XII. Возрастные кризисы: 1, 3 и 7 лет

Все, наверное, наслышаны о возрастных кризисах – это временные периоды в развитии человека, занимающие место между стабильными возрастами. Они длятся от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии человека.

Кризисы вызывают у человека резкие психические изменения. У взрослого они могут сопровождаться неудовлетворённостью собой, негативными эмоциями, тревожностью, депрессией, импульсивностью, ощущением безысходности. Но и маленькие дети проходят свои кризисы.

Кризис новорожденного

Это самый первый кризис. На физическом уровне он проявляется потерей веса вследствие несформированности пищевого поведения в первые две недели жизни. На психологическом уровне кризис связан с полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от взрослого, без которого он не выживет. Разрешение кризиса новорождённости происходит к концу 1 месяца жизни. Тогда у ребёнка формируется потребность в общении со взрослым. А физиологический критерий завершения кризиса — начало прибавления в весе.

Кризис 1 года (младенческий)

Кризис 1 года завершает младенческий период развития. Примерная длительность – от нескольких месяцев до 1,5 лет.

Показатели кризиса одного года:

  • «Трудновоспитуемость» – ребенок перестает слушаться, проявляет упрямство, требует повышенного внимания.
  • Проявляет самостоятельные действия там, где раньше полностью подчинялся взрослому (купание, кормление).
  • Повышенная чувствительность к замечаниям взрослых – обидчивость, агрессия, недовольство.
  • Повышенная капризность.
  • Ребенок научается ходить – с этим изменяется его отношение к окружающему миру. Он хочет взаимодействовать с миром самостоятельно, но без помощи взрослого ребёнок не в состоянии освоить предметы человеческой культуры, их смысл. Он трогает все предметы, которые оказываются в зоне его доступа. Как следствие, появляются запреты, которые вызывают реакции в форме протеста: ребёнок падает на пол, начинает кричать и плакать, отказывается ходить (если уже умеет).

Начало и конец кризиса 1 года также знаменуется сперва появлением, а потом исчезновением «автономной» речи – звуков, слов, слогов, которые понятны только близким людям, и то не всегда. Постепенно на её место приходит речь «социальная».

КАК ПОСТУПАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС 1 ГОДА БЕЗ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ:

  • Вместо чрезмерного количества запретов— организовать безопасную среду для ребёнка, которую он мог бы исследовать без угрозы для себя;
  • Вместо настаивания на своем и попыток заставить ребёнка слушаться— переключить его внимание на что-то другое;
  • Стать уже не посредником между ребёнком и миром, а помощником в его освоении: рассказывать и показывать, что можно делать с разными предметами; действовать не вместо ребёнка, а вместе с ним.
  • !!! Родители должны знать, что ругать, наказывать, шлёпать малыша, равно как и потакать всем его капризам и требованиям нельзя. В зависимости от ситуации надо постараться отвлечь малыша, переключить его внимание, проявляя при этом железное терпение и выдержку. Разумеется, это очень сложно, но только терпение и любовь поможет маленькому человеку как можно быстрей адаптироваться к новым условиям жизни и новым требованиям.

Кризис 3-ёх лет (раннего детства или кризис «я сам!»)

В этот кризис у ребенка кардинально и резко перестраивается личность, появляются новые черты личности, а также случается переход к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Это самый сложный из кризисов детского возраста в первую очередь для родителей малыша: ребёнок практически во всём противопоставляет себя взрослым, требует предоставления свободы и самостоятельности. Малыш удаляется от мамы, может негативно реагировать на проявления внимания и заботы, становится практически неуправляемым.

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких «симптомов»:

  • Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому. Это когда ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый, например, мама. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
  • Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения ребёнок не может.
  • Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
  • Своеволие — стремление ребёнка всё делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы, которая пока неадекватна возможностям ребёнка и из-за этого вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Однако нужно учитывать, что так проявляется любознательность – ребенок проверяет и пробует свои возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
  • Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания— он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
  • Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается всё то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
  • Деспотизм — ребёнок проявляет «деспотическую власть» по отношению к близким людям, заставляет родителей делать всё, что он требует.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС 3 ЛЕТ.

  • Избегание авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки в воспитании.
  • Осуществление единой тактики воспитания в семье.
  • Поощрение познавательного интереса и самостоятельности ребёнка.
  • Использование игровых приёмов в общении и обучении ребёнка самостоятельности.
  • Объяснение правил поведения ребёнку в простой и доступной для него форме; проявление спокойной требовательности к исполнению этих правил.
  • Акцент в воспитании на позитивном разрешении действовать, а не на запретах и наказании.
  • Совместный поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях, предоставляющий ребёнку право выбора.
  • Обучение ребёнка навыкам общения со сверстниками и взрослыми.

При нормальном развитии «фаза протеста» через некоторое время сама по себе проходит. Однако слишком жестокое, слишком строгое, прямолинейное, негибкое и консервативное воспитание «ломает» ребёнка в этот период, делает его сверхпослушным, подавляет его собственную активность. Это нежелательно для развития ребёнка. Безынициативность, пассивность и даже задержки в интеллектуальном развитии могут быть связаны с излишним жёстким воспитанием и чрезмерными ограничениями на этой стадии развития.

Кризис 7-ми лет (детства)

Этот кризис возникает, когда ребёнок переходит из дошкольного возраста в младший школьный. В этот период у ребёнка начинает формироваться социальное «Я», быстро развиваются способности к познанию, начинает формироваться самооценка, он осознает себя как отдельную личность. Он сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребёнок, вступая в кризис семи лет, утрачивает наивность, понимает что есть «добро», а что есть «зло». Психика малыша теряет открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Ярким проявлением этого кризиса является желание ребёнка быть похожим на взрослых, выражающееся в подражании их действиям.

Этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев и зависит от индивидуальных особенностей малыша. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с 5 до 8 лет.

«Симптомы» формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Это может быть:

  • Непослушание, упрямство, капризы
  • Отказ от детских игр (ребенок хочет казаться взрослее)
  • Не отвечает на просьбы
  • Не переносит критику
  • Копирование взрослых, подражание их манерам
  • Переживания приобретают смысл (сердящийся ребёнок понимает, что он сердит)

Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум 4-5 признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о конфликтной ситуации.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС 7 ЛЕТ:

Что делать нужно:

  • Разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • Критиковать не личность ребенка, а его действия;
  • Аргументировать отказы и замечания;
  • Учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • Разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • Разговаривать о прошедшем дне, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • Составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • Поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Чего делать не следует:

  • Повышать голос;
  • Наказывать физически;
  • Сравнивать с другими;
  • Критиковать в присутствии других;
  • Относится к ребенку как к собственности;
  • Критиковать действия учителя;
  • Нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • Переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • Игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

В этом возрастном кризисе остро стоит проблема психологической готовности и адаптации ребёнка к школе. До 60% детей имеют низкий показатель адаптации, трудности в обучении, не освоили новую социальную реальность и нуждаются в помощи психологов. Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи – это может нанести детской психике серьезный ущерб.

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так ваш ребенок сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

—————————————

Материалы подготовила Гульсум Расыховна Биккузина (психолог, специалист по арт-терапии Общественной организации «Родные люди», опыт работы – более 22 лет) в рамках цикла статей для проекта «Добрая семья» при поддержки Фонда президентских грантов