Интеллект ребенка — на кончиках пальцев?

Когда мы говорим о развитии интеллекта, часто на ум приходят учебники и лекции. Однако исследования говорят, что наш интеллект закладывается ещё в раннем возрасте и начинается он… с кончиков пальцев!
Да, не развивая мелкую моторику, мы были бы не способны даже застегнуть молнию или покушать вилкой, т.к. подобные манипуляции связаны с точными движениями пальцев и требуют хорошей координации мелких мышц кисти.
Но дело в том, что наши руки — нечто большее, чем просто инструменты для выполнения задач. Развитие мелкой моторики с раннего возраста напрямую связано с когнитивными функциями, с развитием внимания и даже речи.
В этой связи простые ручные, пальчиковые игры становятся не просто увлекательным занятием, но и необходимым инструментом для полноценного развития ребенка.
Кроме того, развитие мелкой моторики помогает ребенку:

  • облегчить процесс обучения письму и рисованию;
  • развить терпение, усидчивость, самоконтроль;
  • стать более независимым в бытовых посильных задачах (застегнуть пуговицы, завязать шнурки)

👉 У каждого возраста существуют свои возможности и варианты развития моторики Напишите в комментариях, что из этого больше всего нравится вашему ребенку?

До 1 года полезно:

  • Рисование пальцами и цветными мелками;
  • Лепка из пластилина, теста;
  • Простые поделки из различных материалов;
  • Застегивание пуговиц и молний на одежде;
  • Перекладывание мелких предметов (фасоли, пуговиц, мелких игрушек) из одной емкости в другую.

От 2-3 лет:

  • Трогать, сжимать мягкие игрушки разных текстур;
  • Трясти, соединять, трогать твердые кубики, формочки ;
  • Играть с крышками от бутылок (откручивать и закручивать);
  • Играть с погремушками, чтобы развивать хватательный рефлекс.От 1-2 лет:
  • Сортировщики формы (когда ребенок вставляет фигурки в соответствующие отверстия);
  • Пальчиковые игры с песком, водой;
  • Паззлы с крупными частями;
  • Крупный конструктор;
  • Рисование пальцами: позвольте ребенку рисовать пальцами красками на бумаге или специальной рисовальной поверхности.

От 3-4 лет:

  • Игра с более мелкими конструкторами, требующими точности;
  • Рисование с использованием кисточек и пальцев;
  • Шнуровка.
  • Лепка из пластилина;

От 4-6 лет:

  • Сложные поделки с использованием ножниц, клея и бумаги;
  • Игра с мелкими предметами (например, бисер, пуговицы) для создания мозаик;
  • Обучение письму (включая буквы и цифры);
  • Рисование и раскрашивание: подойдут более сложные рисунки, требующие аккуратности;
  • Более сложные паззлы и конструкторы из мелких деталей;
  • Изготовление поделок из бумаги, ткани, картона;
  • Создание объемных моделей из бумаги и картона;
  • Различные настольные игры, требующие манипуляций с карточками или фишками.
    Помните, что каждое движение рук — это шаг к раскрытию потенциала интеллекта ребенка, ведь именно через них он может пробудить в себе желание учиться и исследовать мир.

Проект “ИгроМАМиЯ” реализуется при поддержке Фонда президентских грантов