III. Дети с ОВЗ в семье (+техника арт-терапии для детей с ОВЗ)

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети (до 18 лет), не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии, а потому нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития так называемыми «сложными дефектами» (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Дети с ОВЗ отличаются по многим параметрам, они развиваются иначе, чем обычные дети, почти всегда труднее. В частности у них могут быть следующие психологические особенности (общие проблемы):

  • Отсутствие мотивации к познавательной деятельности;
  • Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
  • Низкий уровень развития речи, мышления;
  • Трудности в понимании инструкций;
  • Инфантилизм;
  • Нарушение координации движений;
  • Низкая самооценка;
  • Повышенная тревожность.
  • Высокий уровень психомышечного напряжения;
  • Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  • Повышенная утомляемость, вялость или раздражительность, плаксивость.
  • Влияние на семью появление ребенка с ОВЗ.

Воспитание ребенка с отклoнениями в развитии независимо от характера и сроков его заболевания или травмы нарушает весь привычный ритм жизни семьи и почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние.

Выделяют четыре фазы развития стрессового состояния:

  1. Шок. Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать вину за рождение ребенка с ОВЗ.
  2. Развитие неадекватного отношения к дефекту. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.
  3. Частичное осознание дефекта ребенка. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов.
  4. Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи. Родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ.

К сожалению до четвертой фазы, несущей позитивный заряд в последующем развитии семьи, доходят далеко не все семьи детей с ОВЗ. Существует множество семей, которые так и не достигают стабилизации.

Какие опасности подстерегают родителей ребенка с ОВЗ?

На семью с ребенком с ОВЗ наваливаются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав трудностей, родители могут самоизолироваться, перестают общаться с близкими, друзьями и родственниками, предпочитая самим справляться с бедой, многие семьи распадаются. Другие дети, если они есть в семье, оказываются лишенными внимания. Кроме того, часто родители ребенка с ОВЗ из страха, что несчастье может повториться, боятся заводить еще одного ребенка.

Mногие родители надеются на чудесное исцеление ребенка и ищут все новых врачей или какую-то более эффективную реабилитацию. В таких семьях отсутствуют правильные представления о положении ребенка, возможностях его лечения и развития.

На матерей и отцов ситуация воздействует по-разному. Это необходимо учитывать и принимать во внимание, чтобы не допустить разобщения между супругами и с самими собой.

Матери находятся с детьми постоянно. Ребенок с ОВЗ требует от матери гораздо больше затрат времени и энергии, чем обычный ребенок, зачастую он буквально связывает мать по рукам и ногам. В результате, мамы имеют опасность утратить радость жизни, они часто ощущают невозможность реализации собственных жизненных планов, теряют интерес к себе как к личности и женщине.

У отцов детей с ОВЗ зачастую наблюдается другая тенденция: отец не принимает ребенка с нарушениями по состоянию здоровья и постепенно отдаляется от семьи. Он холодно относится к ребенку, отказывая ему в любви и поддержке. Подобное отношение к ребенку со стороны отца травмирует мать ребенка, понижает ее самооценку, способствует формированию невротичных черт личности и психосоматических заболеваний. Статус супруга в сознании матери снижается. Неприятие отцом ребенка становится причиной отчуждения между супругами. Женщина стремится восполнить своим материнским теплом отсутствие любви и заботы со стороны отца. Посвящая свою жизнь ребенку, она постепенно отдаляется от супруга, что приводит к разрыву супружеских взаимоотношений и разводу.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОВЗ:

Первое и главное – помнить, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ. Да, это горе, его надо пережить, но нельзя в нем зависать, надо жить дальше, воспитывать своего особенного ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость. Есть множество примеров счастливых активных семей с детьми-инвалидами, всё в ваших руках

  • Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.
  • Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Организуйте быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  • Следите за своей внешностью и поведением, ребенок должен гордиться вами.
  • Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты!
  • Старайтесь вести и чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком на людях.
  • Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
  • Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Готовьте его к будущей жизни. Сейчас есть множество творческих, спортивных и прочих клубов, студий и кружков для детей с ОВЗ и их родителей.
  • И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Техника арт-терапии для диагностики и коррекции эмоционального состояния ребенка с диагнозом ОВЗ.

Техника «Мандала».

Очень информативная, очень ресурсная техника. Это мягкий способ диагностики состояния ребенка. Своеобразный автопортрет личности, который расскажет об отношении к самому себе, к миру и к окружающим.

Материалы: листы А4 или А3, средства рисования (карандаши, краски, флоастеры и т.д.), заготовки в виде круга.

Правила работы с детьми: предложите ребенку самостоятельно выбрать материалы для работы и цветовую гамму. Практикуйте использование музыкального сопровождения — тихую медитативную музыку для фона. Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия. Помните: мы следуем за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем за ним. Мы можем вести с ним диалог, спрашивать: что сейчас происходит? что ты чувствуешь? Важно: не высказывайте оценочные комментарии по поводу работы. То, что сделал ребенок самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние и проблемы.

Задачи, которые можно решить с помощью техники «Мандала»:

  • обогащение эмоционально-образной сферы ребенка
  • снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки
  • развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
  • овладение изобразительными навыками

Рисование в пустом круге. Предложите раскрасить ребенку его так, как ему нравится, можно рисовать всё, что угодно и как угодно. Здесь нет четких правил, работа с мандалой — это творчество и интуиция.

Во время занятия спрашивайте малыша, нравится ли ему то, что он нарисовал. Если да — то это ресурсное состояние, в котором ребенку комфортно пребывать. Значит, он черпает вдохновение и новые позитивные эмоции из своей работы, ему нравится, что появилась такая возможность — творить. А если малыша не устраивает его творение, круг можно изменить, разрезать или порвать. Спросите, какое чувство больше, какое — меньше? Почему ему не нравится его рисунок? В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ к получившейся картинке.

Наблюдайте за всеми изменениями ребенка, фиксируйте информацию в тетрадь. По окончании работы попросите малыша придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения.

Значения цветов:

  • Красный — символ жизненной энергии, силы, уверенности в себе (если его слишком много, то — самоуверенности или даже агрессивности),
  • Оранжевый — свидетельствует об амбициозности, завышенной самооценке, а также о трудности в общении.
  • Желтый — солнечный цвет, часто используют в мандалах люди искусства, он символизирует творчество, прибавляет оптимизма, радости, способствует раскрытию творческого потенциала, успешным новым начинаниям.
  • Зеленый — символ обновления, может свидетельствовать о силе родительских чувств, способности и готовности воспитывать детей (если очень много — гиперопека).
  • Синий — сила духа, спокойствие, выносливость, рассудительность, развитая интуиция.
  • Голубой — символ дружелюбия, сострадательности, отзывчивости.
  • Фиолетовый — в мандале говорит о том, что человек стремится к гармонии, этот оттенок вдохновляет и очищает. Однако если фиолетовым закрашен центр мандалы, это может свидетельствовать о сильной связи (если не о полной зависимости) автора с матерью.
  • Коричневый — цвет земли, это — укорененность, практичность, желание стабильности, безопасности.
  • Черный — цвет тайны, тени, тьмы. Присутствие его в рисунке мандалы может свидетельствовать о депрессивном состоянии, опустошенности, утрате опоры и веры в жизни.
  • Белый — защитный цвет, символ чистоты, духовности, но если его слишком много, это может говорить об отсутствии энергии.

——————————————

Материалы подготовила Гульсум Расыховна Биккузина (психолог, специалист по арт-терапии Общественной организации «Родные люди», опыт работы – более 22 лет) в рамках цикла статей для проекта «Добрая семья» при поддержки Фонда президентских грантов